В театре «САД» успешно идёт премьерный показ спектакля «Кабановы», поставленного по мотивам драмы Н. Островского «Гроза» (в нынешнем году 200-летний юбилей классика широко отмечалось творческим сообществом России). Это яркая работа со сложнейшей драматургией режиссёрского тандема Артура ИГНАТЬЕВА и Ольги ИВАНОВОЙ.
А тандем этот – блистательный. Такую трудную театральную махину освоили! Ведь воплощать драму русского гения художественного слова (совсем не случайно критик Добролюбов когда-то именно «Грозу» обозначил не иначе, как «самое решительное произведение Островского») – дело совсем не простое. И работа над спектаклем велась не один месяц. Работа почти филигранная, если учесть, что занят в ней коллектив непрофессиональных актёров.
«Весь мотив, вся задумка нашего спектакля основана очень на тонком институте семейных ценностей. Через драматизм отношений героев можно увидеть, что мешает семье жить счастливо, от каких негативов стоит избавлять самих себя», - рассказала, представляя спектакль, Ольга Иванова, Заслуженный работник культуры РФ, режиссёр, консультант по актёрскому мастерству.
Ольга Викторовна перед спектаклем никаких особых волнений не выказывала: «Всё что могли, сделали. Теперь всё зависит от актёров». И актёры постарались на славу: «Гроза» в театральном «САДу» прогремела. И прогремела громко, раскатно, убедительно. Она присутствовала во всём: в эмоциях, движениях, взглядах. Она не просто грохотала, а эмоциями, болью героев, рождённой безысходностью, житейским трагизмом окутывала сцену и рикошетила по зрительному залу, застывшему в конце спектакля в лёгком секундном оцепенении.
Можно только представить, насколько сложно актёрам передать драматизм. Ведь сначала его необходимо впустить в свою душу, почувствовать, и потом так выплеснуть, передать публике, чтобы она поверила, поняла, приняла. И как были счастливы все оттого, что свершилось – спектакль удался! Но мы не будем описывать детали этой постановки только потому, что вы, уважаемые читатели, должны его увидеть сами (это действие стоит потраченного времени).
«Кабановы» исполняются актёрами двух составов. Богатую купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову играют Елена ШЕРСТНЯКОВА и Татьяна ДУНАЕВА, главную героиню Катерину – две Ирины, РОМАНОВА и ПОЖАРОВА, Тихона, мужа Катерины и сына Кабановой исполняет Максим СМИРНОВ, очень порядочного молодого человека Бориса Григорьевича (впрочем, порядочность которого под большим сомнением) – Евгений СОРОКИН, сестру Тихона Варвару – Ирина ЮРЕВИЧ и Елена КУРКИНА. Разухабистый Ваня Кудряш удался у Алексея ГОБЗОВА. Глашу, колоритную простонародную девку, замечательно исполнила Анна ГОБЗОВА. А сам режиссёр, Артур Игнатьев мастерски воплотил роль часовщика-самоучки Кулигина, пожалуй, единственного рассудительного персонажа пьесы.
Нельзя не сказать, что всё в этой постановке гармонично: музыкальное сопровождение (композитор, кстати, сам А. Игнатьев), художественное сопровождение (художник-постановщик Елена ШАНГИНА), костюмы героев, полностью соответствующие духу того времени (это работа Анны ПАРФЕНОВОЙ и Татьяны ЗАХАРОВОЙ), подчёркивающее накал драмы звуковое сопровождение (звук, свет – Александр НИГМАТУЛЛИН).
Благодаря слаженности работы всего этого артистического оркестра под управлением Ольги Ивановой и Артура Игнатьева, «Кабановы» произвели самые сильные впечатления у зрителей. Кстати, одним из первых был Алексей ЯКИМАНСКИЙ, экс-директор театра «САД», главный его режиссёр, замечательный актёр: «Я рад, что театр живёт, что занавес открывается, что зрительный зал не редеет. Это здорово! Я всегда с волнением, радостью, тревогами приезжаю сюда. Но всегда испытываю счастье, открывая театральные двери, наблюдая за театральной жизнью, за новыми спектаклями».
Обязательно сходите на «Кабановых», это очень интересно и полезно. Кстати, показы будут осуществляться и по «Пушкинской карте». Островский – для всех возрастов!
Н. Нигматуллина.