Будь с нами - будь в курсе

Барское село Подбельщина (продолжение)

16 апреля 2022
188
Барское село Подбельщина (продолжение)
Вторую церковь, каменную, в Подбельщине построили в 1815 году. Постройку оставил П.Я. Тоузаков. Кто же построил поместье на берегу озера. с церковью, конюшнями хранилищами? Построено основательно, не на один век. А какая красота! Сейчас там благоухают кусты белой сирени. На территории поместья виден фундамент церкви. По воспоминаниям Пелагеи Емельяновны ТРАПЕЗНИКОВОЙ (ими поделилась ее внучка Валентина ТРАПЕЗНИКОВА (ВОЛКОВА), на берегу красивого озера стояла церковь, в которую ходили Керенские жители на службу. Может быть, что-то достроено было потом и Д.А.  Мордвиновым. А впереди, на противоположном берегу, где стояла усадьба, остались лишь кусты сирени.
Фото здания взято из архивов Бугурусланского уезда. Похожее здание стояло и в Подбельщине. Здания строились типовые. Похожим было здание школы села Подбельщина. Раньше оно было большим. Там обучались и младшие, и старшие классы. Потом поубавили здание, и там учились только младшие классы. Старшие ходили в Димитрёвку. 
Похожей была и школа села Первомайск. В семидесятых годах в Первомайске построили интернат, и учеников с Подбельщины и Садового возили учиться в Первомайск. Владимир Александрович МУКОВНИН и его супруга Галина Анатольевна утверждают, что на школе был купол. Конечно, повсеместно в крае школы строились на сто лет позже. Но это был дом, дом господ. Вопрос остаётся вопросом. Но похожее здание я видела ближе к девяностым. Мы с учениками Первомайской школы выезжали туда в летний лагерь. Классы в школе были с очень высокими потолками. Позднее здание школы разобрали, и в городе Похвистнево стоит дом, построенный из брёвен этой школы-дома. Наши ученики-подростки с удовольствием изучали окрестности села. Очень всех интересовала барская усадьба. Все хотели найти клад на территории усадьбы. Спрашивали про помещиков. Кому принадлежат плиты захоронений? Я в то время не могла дать им достоверную или близкую к истине информацию, а сейчас исправляю упущенное.  
1918 св.Сергей Раевский псаломщик Платон Белов служили в церкви села Подбельское (ЦГАСО, Ф32, оп.38   д.865. 866. Метрические книги церкви с. Подбельское 1900-1918г.г.). Священник Раевский Сергей Михайлович служил и в селе Подбельщине (Богородское/Подбельское) и в селе Керенка. 
Какая же она была, эта барская усадьба? Из воспоминаний Владимира ХРАМКОВА. На территории усадьбы был виден фундамент, говорили, что это церковь и ещё один фундамент, скорее всего, дома. Ближе к дороге есть захоронение в виде склепа. Выложено изнутри кирпичом. Говорят, там был захоронен сын Д.А. Мордвинова. Из воспоминаний В.Н. Трапезниковой, её бабушка П.Е. Трапезникова (бабушка Поля) была родом из Новой Керенки. Валя вспоминает, что в 60-х годах они с бабушкой Полей ходили из Подбельщины в Новую Керенку пешком. Проходя мимо пруда, бабушка всегда мне говорила, что здесь на бугорке стояла церковь, куда её родители из Новой Керенки приходили на службу. Неподалёку были конюшни. В поместье имелись коровы и лошади. Было большое полуподвальное помещение, где хранилась продукция. В складском помещении всегда царил порядок. Было много перегородок, и каждый продукт лежал в строго отведённом для него месте. В усадьбе находился глубокий погреб-подвал с большой дверью. Эта дверь сохранилась до сих пор и видна со стороны дороги. Барин очень строго следил за чистотой, был очень аккуратным. Бабушка Поля была 1907 года рождения. Сама она вряд ли работала на помещичьей усадьбе, но, по рассказам родителей, помнила, что к барину с окружных деревень приходили работать. Он по утрам выбирал, кого взять на работу. Выбор был в пользу молодых, красивых и чисто одетых. Неряшливо одетых он выпроваживал с поместья.  
По словам Татьяны Ефимовны ТИХОМИРОВОЙ, её мама, тётя Фрося, рассказывала, что все в округе мечтали поработать на барина. Барин по тем меркам был щедрым. Давал за работу алтынный (3 копейки). Все смеялись над бабушкой Фросей, на что она отвечала, что говорила искренне. За алтынный в то время можно было и овечку купить. 
Жительница Мочалеевки Марина ХАБИБУЛИНА рассказала мне историю о том, что нашего барина помнили и в их деревне. По рассказам её мамы, когда проезжал по Мочалеевке барин, все ребятишки и взрослые прятались по домам. Как же, не так себе, а предводитель Самарского дворянства. Барин то был не из простых помещиков. Однажды парнишка с фамилией Шабаев отважился при приб-
лижении барина не убежать и спрятаться, а остаться стоять возле дороги, сняв головной убор. На что барин остановился, подозвал паренька и подарил ему «пятиалтынный» (пятнадцать копеек). Барин поехал восвояси, а парнишка не ожидал такого щедрого подарка, помчался домой порадовать своих родителей.  На пятнадцать копеек можно в то время было купить корову. За подростком и его потомками твёрдо закрепилось прозвище «пятиалтынный».
Вот что рассказала уроженка села Мочалеевка Н.З. САПУКОВА. Её папа долгое время возил на лошади почту в село Подбельское. Сама Надежда два года работала там продавцом, местные бабушки с гордостью рассказывали о своём барине и его усадьбе. Барин любил собак. Собак в усадьбе было много, за ними хорошо ухаживали, для них был обустроен вольер и тёплые дворни. Часто барин выезжал с собаками на охоту. Житель Ульянов, утверждал, что, по рассказам родителей, его выменял барин в соседнем помещичьем селе Димитрёвка на хорошего дворового пса. Рядом с клубом была раньше деревянная церковь, скорее всего та, первая, построенная Марией Тоузаковой Подбельской. Рядом с церковью стоял дом, в котором жили монашки.       
Вот что нам об этом написал бывший житель села Подбельщина, выпускник Первомайской школы, ныне житель Москвы Николай Анатольевич ПИМЕНОВ в своём рассказе «Барский сад» (можно найти в интернете).
- Ба, Поль, – напившись и отдышавшись сказал Генка – а это правда, что вы еще до революции жили и барина, говорят, видели? 
Бабушка Поля помолчала. 
- Почему-же, видела, и не только видела, но и работала в девках у него. Бабу Глашу чай знаешь? 
- Знаю. 
- Так вот мы с ней и работали у него, у сердешного. 
- Ба Поль, какой же он сердешный, он же этот, как его, эксплуататор крестьян и пролетариата, вот он кто. 
- Не знаю внучек, кто сплутатор, это вы грамотные, и все знаете, а для нас он был кормилец, заступник и человек сердешный. Да вот судьбинушка была у него тяжелая, страдальческая. Баяли, сгинул он, где-то на севере, в лагерях.

- Ба Поль, вы про барина хотели рассказать – подправил разговор Генка.
- Так вот, я про него, родимого и говорю. Служивый он был, офицер, по чинам не помню, но чином не маленький, воевал и награды большие имел, и ранение. Семья почему-то в Самаре жила, а он постоянно здесь, у нас, и писал все что-то, писал.

- Помню, все дорожки были ухоженные песочком красным, скамеечки везде стояли. Любили мы там гулять, даже с округи к нам приезжали. А таперь и смотреть-то больно, во что все превратили, все запущено и заброшенно. Нет у людей памяти о прарадетелях своих, нет. Господи прости, не умеют люди жить в мире с собой.
Каждый год на троицкие родительские собираются бывшие жители исчезнувшего селения Подбельское/Богородское (Подбельщина), посещают местное кладбище, своих усопших родителей и родственников. Встречаются бывшие подруги и друзья на берегу озера с видом на бывший барский сад. Разговоры продолжаются до утра. Как хорошо вспоминать минуты детства, юности, школьные годы и просто побывать на своей Малой Родине с таким богатым историческим прошлым. Может быть кто-то из их поколений захочет вернуться в столь красивые и обхоженные их предками места, и деревня снова возродится. А может и село, если когда-нибудь снова на пригорке этого озера появится церковь со сверкающими куполами, зазвенит колокол и песня церковного хора сольётся с неописуемой красотой этого края. Счастья вам, милые односельчане!

Комментарии 0